АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ
ОТДЕЛ
ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЙ
КАБИНЕТ
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ
МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
НА 2022-2024 ГГ.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОТДЕЛА
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ НА 2022 -2024 ГГ.
Наименование
программы: Программа развития муниципальной методической службы
отдела
образования города Ясиноватая на 2022 -2024гг.
Основание
для разработки программы:
1.
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (№ 55-IHC от 19.06.2015,
действующая редакция по состоянию на 01.04.2020)
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
· Государственный
образовательный стандарт начального общего образования
· Государственный
образовательный стандарт основного общего образования
· Государственный
образовательный стандарт среднего общего образования
3.
Приказ МОН ДНР от 13.08.2021 №682 «Об утверждении примерных основных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
4. Положение о методическом кабинете
отдела образования администрации города Ясиноватая.
5. Приказ МОН ДНР от 27.11.2021 №1531 «Об
осуществлении экспериментальной деятельности образовательными организациями
Донецкой народной Республики в 2021-2025гг.»
6.
Приказ отдела образования администрации города Ясиноватая от 03.12.2020г.
№03-02/143 «Об осуществлении экспериментальной деятельности образовательными
организациями Донецкой народной Республики в 2021-2025гг.»
Основной
разработчик программы: методический кабинет (далее МК)
отдела образования администрации города Ясиноватая.
Составители: Ивасюк
Л.Н., заведующий МК, методисты МК: Першина Н.В., Мелешко В.Г., Потапенко Ю.В.
Цель
создания программы: совершенствование модели методической
службы, ориентированной на развитие профессиональной компетенции методистов
системы общего образования и удовлетворяющей возросшим потребностям практики в
методическом, кадровом и информационном обеспечении как традиционных, так и
инновационных процессов в образовательных организациях.
Задачи
программы:
· развитие
и совершенствование нормативно-правовой базы муниципальной методической службы;
· совершенствование
системы управления муниципальной методической службой;
· модернизация
педагогического образования и системы повышения квалификации педагогических
кадров;
· формирование
системы оценки качества образования;
· внедрение
эффективных кадровых технологий, направленных на повышение профессиональной
компетентности;
· применение
современных механизмов стимулирования и мотивации труда педагогов к исполнению
обязанностей на высоком профессиональном уровне;
· обеспечение
открытости и прозрачности муниципальной методической службы.
Исполнители
программы: методический кабинет отдела образования администрации
города Ясиноватая
Срок
реализации программы: 2022-2024 гг.
Предполагаемые
результаты:
·
Обеспечение роста профессионального мастерства методистов города;
·
Повышение качества методической работы;
· Организация
методической работы в учреждениях образования города на основе сетевого
взаимодействия;
· Увеличение числа
педагогов и преподавателей, осуществляемых инновационную и экспериментальную
деятельность;
· Активизация
деятельности, совершенствование методов и форм работы городских методических
объединений учителей-предметников;
· Развитие виртуальных площадок учреждений
образования города, которые являются опорными школами по распространению
педагогического опыта
· Повышение
количества педагогов-методистов, владеющих современными образовательными
технологиями
ВВЕДЕНИЕ
Инновационный
характер осуществляемых в образовании перемен требует новых подходов к
организации методической работы. Модернизация образования и творческие
инновационные процессы в отрасли стимулируют к обновлению муниципальную
методическую службу.
Муниципальная
методическая служба должна стать сегодня катализатором образовательных реформ,
обеспечить оперативное и массовое внедрение в практику системообразующих
инноваций. В связи с введением ГОС, особое значение приобретают вопросы
усиления непрерывного характера обучения и профессионального развития
методиста, руководителя, педагога как условие их активной адаптации к новой
модели деятельности, повышения уровня подготовленности к решению
профессиональных задач на современном этапе развития образования.
Стратегия
модернизации образования Донецкой Народной Республики, интеграции в Российскую
Федерацию требует от муниципальной методической службы обеспечения высокого
качества образования. Однако в настоящее время возникает ряд проблем. Для того,
чтобы реализовать эту задачу и предоставить образовательные услуги требуемого
качества, каждая муниципальная методическая служба должна обладать
высокопрофессиональным составом кадров, которые выступают носителями новой
системы профессионально-педагогических ценностей, обладают высоким уровнем
профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способны
органично адаптироваться к изменениям во внешней среде.
Увеличение
кадрового потенциала является непременным условием успешного развития системы
образования в городе. Развитие кадрового потенциала непосредственно связанно с
развитием профессиональной среды: социальной, предметной, мотивационной, и
подразумевает организацию деятельности муниципальной методической службы по
обучению, переподготовке, повышению квалификации, развитию профессионального
мастерства, поддержке молодых специалистов – выпускников педагогических учебных
заведений на качественно новом уровне. В связи с этим возникла необходимость в
создании «Программы развития муниципальной методической службы на 2022-2024
гг.», в которой определены приоритетные направления, методы, формы и средства
для осуществления непрерывного педагогического образования и профессионального
развития педагогов, условия и факторы, влияющие на развитие. Данная программа
призвана скоординировать всю методическую и экспериментальную работу,
осуществляемую методическим кабинетом отдела образования и образовательными учреждениями
города Ясиноватая.
Описание текущей
ситуации. Актуальные проблемы в деятельности методической службы.
Состояние и
основные проблемы развития муниципальной методической службы города Ясиноватая
В городскую
методическую сеть входят:
· методический
кабинет отдела образования,
· методический
совет,
· постоянно
действующие семинары директоров УО и заместителей директоров,
· 19 городских
методических объединений: ГМО учителей русского языка и литературы, ГМО
учителей математики, ГМО учителей физики, ГМО учителей информатики, ГМО
учителей иностранного языка, ГМО учителей обществоведения и истории, ГМО
учителей искусства, ГМО учителей технологии, ГМО учителей географии, ГМО
учителей физической культуры, ГМО учителей ОБЖ, ГМО учителей биологии и химии, ГМО учителей начальных классов (1 класс), ГМО учителей
начальных классов (2 класс), ГМО учителей начальных классов (3 класс), ГМО учителей
начальных классов (4 класс), ГМО библиотекарей школ, ГМО педагогов-психологов,
ГМО руководителей кружков МУДО «ДДЮТ»;
· 12 творческих
групп: три группы начальных классов, одна – по химии, две - по математике, одна
- по информатике, одна - по физике, одна - по русскому языку, одна- по
географии, одна – по искусству.
Методическое
сопровождение осуществляют работники методического кабинета: заведующий МК,
методисты - 6 человек. Все работники
имеют высшее педагогическое образование. Стаж работы в должности методиста до
3-х лет – 4 чел., 3-4 года – 1 чел, до 10 лет – 2. Средний возраст методистов -
40 лет, все имеют высокий творческий потенциал.
В настоящее время
в городе функционирует 20 муниципальных образовательных учреждений: 9
общеобразовательных, 10 дошкольных, 1 учреждение дополнительного образования.
По состоянию на
27.08.2021 года в образовательных организациях работает 695 сотрудника, из них - 322 педагогических
работника:
- в МОУ – 188
педагогических работников;
- в МДОУ – 121
педработник;
- в МУДО ДДЮТ –
13.
Качественный
анализ педагогических работников
образовательных организаций
|
Педагогические
работники образовательных организаций |
||
Квалификационная
категория |
дошкольных (%) |
общеобразовательных (%) |
Дополнительного
образования (%) |
«специалист» |
73 |
24 |
69 |
II |
5 |
10 |
8 |
I |
15 |
24 |
8 |
«высшая» |
7 |
42 |
15 |
Педагогическое
звание «старший учитель», «учитель (воспитатель) –методист» |
5 |
42 |
0 |
По результатам самоанализа были выделены следующие категории проблем, снижающих
эффективность деятельности методической службы:
- методическая служба не
рассматривается как ресурсный центр развития муниципальной системы образования,
на нее возлагаются организационные функции;
- дефицит компетенций по ведению
отдельных направлений методической деятельности;
- большой объем сопутствующих
работ, дополнительных нагрузок, внеплановых
заданий, делегирования управленческих
полномочий, что приводит к невозможности качественного выполнения основного
функционала (методической деятельности);
- кадровые вопросы — недостаток в
квалифицированных методистах; обеспечение необходимого единого информационно-методического
пространства;
- несовершенство
нормативно-правовой базы по вопросам деятельности муниципальных методических
служб;
- низкий уровень заработной платы
методистов;
- отсутствие единого подхода к
организации деятельности методической службы
в региональной системе образования.
Проведенный анализ позволил зафиксировать ряд противоречий:
-между традиционной практикой организации,
устоявшимися формами методической работы и усложнением задач методического
сопровождения развития кадров;
- между необходимостью непрерывного
образования педагога в условиях изменений требований к его профессиональной деятельности
и не разработанностью условий эффективного методического обеспечения этого процесса;
- между изменившимися требованиями к
деятельности методиста и несовершенством его специальной подготовки к решению задач
по сопровождению развития педагогических кадров.
Анализ выделенных проблем и профессиональных
дефицитов актуализирует проблему создания муниципальной модели методической
работы как системы, основанной на создании единого научно-методического пространства:
организованного взаимодействия, направленного на научно-методическое сопровождение
непрерывного профессионального развитие педагога через сетевое партнерство и
интеграцию деятельности разноуровневых организационных структур (методических
служб образовательных организаций,
муниципальных методических служб, Министерства
образования и науки ДНР,
в системе общего образования,
органов управления образованием).
Таким образом, существующая в городе
Ясиноватая практика организации методической работы требует организационной и
содержательной модернизации методической службы для решения поставленных задач:
- владение современными
технологиями и инструментами оценки качества,
- оценка и самооценка собственной профессиональной
деятельности и продвижение в сфере компетенций,
- оценка степени соответствия
профессиональной деятельности результатам образовательных достижений
обучающихся,
- ориентация на результативный профессиональный
опыт педагога и организаторов методической работы.
ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ
СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Исходя из современных требований, предъявляемых к методисту, определяются
основные пути развития его профессиональной компетентности:
·
Система
повышения квалификации;
·
Аттестация
на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
·
Самообразование
методистов;
·
Активное
участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций,
мастер-классов;
·
Владение
современными образовательными технологиями, методическими приемами,
педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
·
Овладение
информационно-коммуникационными технологиями;
·
Участие
в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях.
Муниципальная модель
методической работы представляет собой систему, предполагающую интеграцию всех
уровней методического сопровождения учителя: школьного, муниципального
(Приложение 1).
Принципы, лежащие
в основе построения единой методической службы:
-общие цели совместной
деятельности, т.е. соблюдения целевых установок совместной деятельности, адекватные
образовательным потребностям педагогов;
- совместное планирование и принятие
решений, т.е. обоснование целей и способов их удовлетворения на основе
составления плана работ, определения
эффективных методов и способов их
выполнения, необходимых ресурсов, принятие и реализации управленческих решений;
- сетевое взаимодействие, где
элементы сети представляют собой ресурсы образовательных организаций,
муниципальной методической службы;
- организация работы ПИЛОТНЫХ
ПЛОЩАДОК (Пилотная площадка — это открытая, диагностически оснащенная
система, обеспечивающая «стартовую» апробацию новых идей, моделей, программ,
технологий), на базе которых будет осуществляться неформальное непрерывное
профессиональное развитие педагогов:
- «Школа молодого педагога»
- Школа передового педагогического
опыта (ШППО),
- «Апробация методических
разработок»
- «Гражданско-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации дошкольного
образования»;
- Школа кадрового резерва
индивидуальных программ
непрерывного профессионального образования педагогов. Являясь частью системы
образования, методическая служба призвана
способствовать инновационным
изменениям в соответствии с насущными потребностями педагогов. Более того,
методическая служба в своем развитии должна опережать существующую практику,
реализуя принцип: профессиональное
развитие педагогов не вслед изменениям, а впереди них.
№ |
Мероприятия
программы |
Сроки |
Исполнители |
1 |
Организация
курсовой подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров: · курсовая
подготовка и переподготовка в ДонРИДПО · выездные курсы · заочное обучение · дистанционное
обучение · Интернет-обучение
через образовательные порталы |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., методист Потапенко Ю.В. |
2 |
Проведение
методических выставок педагогических достижений, ярмарок результативного опыта педагогической
деятельности |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Руководители
ГМО, творческих групп |
3 |
Сбор, обработка,
анализ информации развития системы образования: · о кадровом
обеспечении образовательного процесса · инновационной и
экспериментальной деятельности · программном и
научно-методическом обеспечении · профессиональных
потребностях кадров · затруднениях в
использовании инновационных технологий · при подготовке к ЕГЭ |
Ежегодно |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Першина Н.В., Лях М.Я. |
4 |
Ведение форм
проектной и исследовательской деятельности при изучении предметов: история,
биология, география, литература, математика |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Першина Н.В., Мелешко В.Г. |
5 |
Повышение квалификации
педагогов, преподающих профильные предметы |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В |
6 |
Внедрение и
совершенствование работы пилотных площадок при УО |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В., Першина
Н.В., Мелешко В.Г.,
руководители пилотных (экспериментальных) площадок |
7 |
Разработка и
введение диагностических карт эффективности методической работы по окончании
года ■
анкеты по итогам проведенных мероприятий (полезность, актуальность, удовлетворённость
содержанием, собственным участием) ■ взаимодиагностика |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., методист Мелешко В.Г. |
8 |
Формирование
банка информации: ·
о
программно-методическом обеспечении ·
об
инновационной и экспериментальной деятельности ОО ·
о публикациях
положительного опыта педагогов на муниципальном, региональном, уровне ·
о
прогрессивном опыте педагогической и управленческой деятельности ·
о кадровом
потенциале системы образования Подготовка информационно-методических
материалов ·
обеспечение
ОО информационно методическими материалами, обеспечивающими методическое
сопровождение образовательного процесса ·
выпуск
информационных бюллетеней · выпуск методических сборников · оформление и
постоянное обновление блога виртуального методического кабинета и сайта
отдела образования администрации города Ясиноватая |
Постоянно |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Першина Н.В., Мелешко В.Г.,
Марьенко Е.В., Лях М.Я., Завьялова Л.А. |
9 |
Организация
информирования работников ОО ■ о новых
перспективных педагогических и управленческих технологиях ■ о
прогрессивном педагогическом и управленческом опыте ■ о новой
учебно-методической литературе |
Постоянно |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Першина Н.В., Мелешко В.Г.,
Марьенко Е.В., Лях М.Я., Завьялова Л.А. |
10 |
Организация
работы по инновационной и исследовательской деятельности. Проведение
экспертизы: ■ авторских
разработок ■ элективных
курсов ■ полноты и
качества реализации инновационных технологий ■ эффективности
использования программно-методических продуктов ■
научно-методического обеспечения вариативной части учебного плана |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Першина Н.В., Мелешко В.Г.,
Марьенко Е.В., Л ях М.Я., Завьялова Л.А., члены методического совета |
11 |
Оказание
методической помощи: ■ в разработке
проектов инновационной педагогической деятельности ■ в подготовке
материалов к публикации, представляющих ценность для развития системы
образования ■ в
исследовательской деятельности педагогов ■ в оснащении
программно-методическими продуктами |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Першина Н.В., Мелешко В.Г.,
Марьенко Е.В., Лях М.Я., Завьялова Л.А. |
12 |
Разработка
программы развития муниципальной методической службы. Корректировка программы
развития в ходе реализации. |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Першина Н.В., Мелешко В.Г.,
Марьенко Е.В., Лях М.Я., Завьялова Л.А. |
13 |
Организация
участия детей и молодежи в мероприятиях различного уровня, направленных на
реализацию государственной политики в сфере дополнительного образования |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Мелешко В.Г., Марьенко Е.В., |
14 |
Создание банка
передового опыта по вопросам организации воспитательной работы |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Мелешко В.Г.,
Марьенко Е.В., |
15 |
Реализация Плана
мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодежи |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Мелешко В.Г.,
Марьенко Е.В., |
16 |
Организация
семинаров, практикумов по актуальным проблемам дошкольного и школьного образования,
издание методических материалов |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Першина Н.В., Мелешко В.Г.,
Марьенко Е.В., Лях М.Я., Завьялова Л.А. |
17 |
Обеспечение
подготовки участников предметных олимпиад школьников, проведение
муниципального этапа республиканской олимпиады школьников, в том числе для
детей с ограниченными возможностями здоровья |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В., руководители
ГМО |
18 |
Создание на блоге
виртуального методического кабинета отдела образования электронной социально-методической
среды (для учителей-предметников |
2022-2024 |
Заведующий МК
Ивасюк Л.Н., Методисты: Потапенко Ю.В.,
Першина Н.В., Мелешко В.Г.,
Марьенко Е.В., Лях М.Я., Завьялова Л.А. |