17 ноября 2021

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

 

 

              АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ

 МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 НА 2022-2024 ГГ.


 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ НА 2022 -2024 ГГ.

 

Наименование программы: Программа развития муниципальной методической службы отдела образования города Ясиноватая на 2022 -2024гг.

 

Основание для разработки программы:

1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020)

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

·     Государственный образовательный стандарт начального общего образования

·     Государственный образовательный стандарт основного общего образования

·     Государственный образовательный стандарт среднего общего образования

3. Приказ МОН ДНР от 13.08.2021 №682 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»

4. Положение о методическом кабинете отдела образования администрации города Ясиноватая.

5. Приказ МОН ДНР от 27.11.2021 №1531 «Об осуществлении экспериментальной деятельности образовательными организациями Донецкой народной Республики в 2021-2025гг.»

6. Приказ отдела образования администрации города Ясиноватая от 03.12.2020г. №03-02/143 «Об осуществлении экспериментальной деятельности образовательными организациями Донецкой народной Республики в 2021-2025гг.»

 

Основной разработчик программы: методический кабинет (далее МК) отдела образования администрации города Ясиноватая.

 

Составители: Ивасюк Л.Н., заведующий МК, методисты МК: Першина Н.В., Мелешко В.Г., Потапенко Ю.В.

 

Цель создания программы: совершенствование модели методической службы, ориентированной на развитие профессиональной компетенции методистов системы общего образования и удовлетворяющей возросшим потребностям практики в методическом, кадровом и информационном обеспечении как традиционных, так и инновационных процессов в образовательных организациях.

Задачи программы:

·     развитие и совершенствование нормативно-правовой базы муниципальной методической службы;

·     совершенствование системы управления муниципальной методической службой;

·     модернизация педагогического образования и системы повышения квалификации педагогических кадров;

·     формирование системы оценки качества образования;

·     внедрение эффективных кадровых технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности;

·     применение современных механизмов стимулирования и мотивации труда педагогов к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне;

·     обеспечение открытости и прозрачности муниципальной методической службы.

 

Исполнители программы: методический кабинет отдела образования администрации города Ясиноватая

Срок реализации программы: 2022-2024 гг.

Предполагаемые результаты:

· Обеспечение роста профессионального мастерства методистов города;

· Повышение качества методической работы;

· Организация методической работы в учреждениях образования города на основе сетевого взаимодействия;

· Увеличение числа педагогов и преподавателей, осуществляемых инновационную и экспериментальную деятельность;

· Активизация деятельности, совершенствование методов и форм работы городских методических объединений учителей-предметников;

·  Развитие виртуальных площадок учреждений образования города, которые являются опорными школами по распространению педагогического опыта

·     Повышение количества педагогов-методистов, владеющих современными образовательными технологиями

 

ВВЕДЕНИЕ

Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен требует новых подходов к организации методической работы. Модернизация образования и творческие инновационные процессы в отрасли стимулируют к обновлению муниципальную методическую службу.

Муниципальная методическая служба должна стать сегодня катализатором образовательных реформ, обеспечить оперативное и массовое внедрение в практику системообразующих инноваций. В связи с введением ГОС, особое значение приобретают вопросы усиления непрерывного характера обучения и профессионального развития методиста, руководителя, педагога как условие их активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач на современном этапе развития образования.

Стратегия модернизации образования Донецкой Народной Республики, интеграции в Российскую Федерацию требует от муниципальной методической службы обеспечения высокого качества образования. Однако в настоящее время возникает ряд проблем. Для того, чтобы реализовать эту задачу и предоставить образовательные услуги требуемого качества, каждая муниципальная методическая служба должна обладать высокопрофессиональным составом кадров, которые выступают носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способны органично адаптироваться к изменениям во внешней среде.

Увеличение кадрового потенциала является непременным условием успешного развития системы образования в городе. Развитие кадрового потенциала непосредственно связанно с развитием профессиональной среды: социальной, предметной, мотивационной, и подразумевает организацию деятельности муниципальной методической службы по обучению, переподготовке, повышению квалификации, развитию профессионального мастерства, поддержке молодых специалистов – выпускников педагогических учебных заведений на качественно новом уровне. В связи с этим возникла необходимость в создании «Программы развития муниципальной методической службы на 2022-2024 гг.», в которой определены приоритетные направления, методы, формы и средства для осуществления непрерывного педагогического образования и профессионального развития педагогов, условия и факторы, влияющие на развитие. Данная программа призвана скоординировать всю методическую и экспериментальную работу, осуществляемую методическим кабинетом отдела образования и образовательными учреждениями города Ясиноватая.

Описание текущей ситуации. Актуальные проблемы в деятельности методической службы.

Состояние и основные проблемы развития муниципальной методической службы города Ясиноватая

В городскую методическую сеть входят:

·     методический кабинет отдела образования,

·     методический совет,

·     постоянно действующие семинары директоров УО и заместителей директоров,

·     19 городских методических объединений: ГМО учителей русского языка и литературы, ГМО учителей математики, ГМО учителей физики, ГМО учителей информатики, ГМО учителей иностранного языка, ГМО учителей обществоведения и истории, ГМО учителей искусства, ГМО учителей технологии, ГМО учителей географии, ГМО учителей физической культуры, ГМО учителей ОБЖ,  ГМО учителей биологии и химии, ГМО учителей начальных классов (1 класс), ГМО учителей начальных классов (2 класс), ГМО учителей начальных классов (3 класс), ГМО учителей начальных классов (4 класс), ГМО библиотекарей школ, ГМО педагогов-психологов, ГМО руководителей кружков МУДО «ДДЮТ»;

·     12 творческих групп: три группы начальных классов, одна – по химии, две - по математике, одна - по информатике, одна - по физике, одна - по русскому языку, одна- по географии, одна – по искусству.

Методическое сопровождение осуществляют работники методического кабинета: заведующий МК, методисты - 6 человек.  Все работники имеют высшее педагогическое образование. Стаж работы в должности методиста до 3-х лет – 4 чел., 3-4 года – 1 чел, до 10 лет – 2. Средний возраст методистов - 40 лет, все имеют высокий творческий потенциал.

В настоящее время в городе функционирует 20 муниципальных образовательных учреждений: 9 общеобразовательных, 10 дошкольных, 1 учреждение  дополнительного образования.

По состоянию на 27.08.2021 года в образовательных организациях работает  695 сотрудника, из них - 322 педагогических работника:

- в МОУ – 188 педагогических работников;

- в МДОУ – 121 педработник;

- в МУДО ДДЮТ – 13.

 Качественный анализ педагогических работников

образовательных организаций

 

Педагогические работники образовательных организаций

Квалификационная категория

дошкольных

(%)

общеобразовательных

(%)

Дополнительного образования (%)

«специалист»

73

24

69

II

5

10

8

I

15

24

8

«высшая»

7

42

15

Педагогическое звание «старший учитель», «учитель (воспитатель) –методист»

5

42

0

 

     По результатам самоанализа были выделены следующие категории проблем, снижающих эффективность деятельности методической службы:

- методическая служба не рассматривается как ресурсный центр развития муниципальной системы образования, на нее возлагаются организационные функции;

- дефицит компетенций по ведению отдельных направлений методической деятельности;

- большой объем сопутствующих работ, дополнительных нагрузок, внеплановых

заданий, делегирования управленческих полномочий, что приводит к невозможности качественного выполнения основного функционала (методической деятельности);

- кадровые вопросы — недостаток в квалифицированных методистах; обеспечение необходимого единого информационно-методического пространства;

- несовершенство нормативно-правовой базы по вопросам деятельности муниципальных методических служб;

- низкий уровень заработной платы методистов;

- отсутствие единого подхода к организации деятельности методической службы

в региональной системе образования.

     Проведенный анализ позволил зафиксировать ряд противоречий:

-между традиционной практикой организации, устоявшимися формами методической работы и усложнением задач методического сопровождения развития кадров;

- между необходимостью непрерывного образования педагога в условиях изменений требований к его профессиональной деятельности и не разработанностью условий эффективного методического обеспечения этого процесса;

- между изменившимися требованиями к деятельности методиста и несовершенством его специальной подготовки к решению задач по сопровождению развития педагогических кадров.

      Анализ выделенных проблем и профессиональных дефицитов актуализирует проблему создания муниципальной модели методической работы как системы, основанной на создании единого научно-методического пространства: организованного взаимодействия, направленного на научно-методическое сопровождение непрерывного профессионального развитие педагога через сетевое партнерство и интеграцию деятельности разноуровневых организационных структур (методических служб образовательных организаций,

муниципальных методических служб, Министерства образования и науки ДНР,

в системе общего образования, органов управления образованием).

        Таким образом, существующая в городе Ясиноватая практика организации методической работы требует организационной и содержательной модернизации методической службы для решения поставленных задач:

- владение современными технологиями и инструментами оценки качества,

- оценка и самооценка собственной профессиональной деятельности и продвижение в сфере компетенций,

- оценка степени соответствия профессиональной деятельности результатам образовательных достижений обучающихся,

- ориентация на результативный профессиональный опыт педагога и организаторов методической работы.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    Исходя из современных требований, предъявляемых к методисту, определяются основные пути развития его профессиональной компетентности:

·  Система повышения квалификации;

·  Аттестация на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;

·  Самообразование методистов;

·  Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;

·  Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;

·  Овладение информационно-коммуникационными технологиями;

·  Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях.   

     Муниципальная модель методической работы представляет собой систему, предполагающую интеграцию всех уровней методического сопровождения учителя: школьного, муниципального (Приложение 1).

Принципы, лежащие в основе построения единой методической службы:

-общие цели совместной деятельности, т.е. соблюдения целевых установок совместной деятельности, адекватные образовательным потребностям педагогов;

- совместное планирование и принятие решений, т.е. обоснование целей и способов их удовлетворения на основе составления плана работ, определения

эффективных методов и способов их выполнения, необходимых ресурсов, принятие и реализации управленческих решений;

- сетевое взаимодействие, где элементы сети представляют собой ресурсы образовательных организаций, муниципальной методической службы;

- организация работы ПИЛОТНЫХ ПЛОЩАДОК (Пилотная площадка — это открытая, диагностически оснащенная система, обеспечивающая «стартовую» апробацию новых идей, моделей, программ, технологий), на базе которых будет  осуществляться неформальное непрерывное профессиональное развитие педагогов:

- «Школа молодого педагога»

- Школа передового педагогического опыта (ШППО),

- «Апробация методических разработок»

- «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации дошкольного образования»;

- Школа кадрового резерва

    Муниципальная методическая служба должна обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь, создать условия для' саморазвития педагога, реализации

индивидуальных программ непрерывного профессионального образования педагогов. Являясь частью системы образования, методическая служба призвана

способствовать инновационным изменениям в соответствии с насущными потребностями педагогов. Более того, методическая служба в своем развитии должна опережать существующую практику, реализуя принцип:  профессиональное развитие педагогов не вслед изменениям, а впереди них.

 

Мероприятия программы

Сроки

Исполнители

1

Организация курсовой подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров:

·  курсовая подготовка и переподготовка в ДонРИДПО

·  выездные курсы

·  заочное обучение

·  дистанционное обучение

·  Интернет-обучение через образовательные порталы

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н., методист

Потапенко Ю.В.

2

Проведение методических выставок педагогических достижений, ярмарок результативного опыта

педагогической деятельности

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Руководители ГМО, творческих групп

3

Сбор, обработка, анализ информации развития системы образования:

·  о кадровом обеспечении образовательного процесса

·  инновационной и экспериментальной деятельности

·  программном и научно-методическом обеспечении

·  профессиональных потребностях кадров

·  затруднениях в использовании инновационных технологий

·   при подготовке к ЕГЭ

Ежегодно

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Лях М.Я.

4

Ведение форм проектной и исследовательской деятельности при изучении предметов: история, биология, география, литература, математика

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Мелешко В.Г.

5

Повышение квалификации педагогов, преподающих профильные предметы

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В

6

Внедрение и совершенствование работы пилотных площадок при УО

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Мелешко В.Г., руководители пилотных (экспериментальных) площадок

7

Разработка и введение диагностических карт эффективности методической работы по окончании года

■ анкеты по итогам проведенных мероприятий (полезность, актуальность, удовлетворённость содержанием, собственным участием)

 ■ взаимодиагностика

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

методист

Мелешко В.Г.

 

8

Формирование банка информации:

·      о программно-методическом обеспечении

·      об инновационной и экспериментальной деятельности ОО

·      о публикациях положительного опыта педагогов на муниципальном, региональном, уровне

·      о прогрессивном опыте педагогической и управленческой деятельности

·      о кадровом потенциале системы образования Подготовка информационно-методических материалов

·      обеспечение ОО информационно методическими материалами, обеспечивающими методическое сопровождение образовательного процесса

·      выпуск информационных бюллетеней

·      выпуск методических сборников

·     оформление и постоянное обновление блога виртуального методического кабинета и сайта отдела образования администрации города Ясиноватая

Постоянно

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Мелешко В.Г., Марьенко Е.В.,

Лях М.Я.,

Завьялова Л.А.

9

Организация информирования работников ОО

■ о новых перспективных педагогических и управленческих технологиях

■ о прогрессивном педагогическом и управленческом опыте

■ о новой учебно-методической литературе

Постоянно

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Мелешко В.Г., Марьенко Е.В.,

Лях М.Я.,

 Завьялова Л.А.

10

Организация работы по инновационной и исследовательской деятельности.

Проведение экспертизы:

■ авторских разработок

■ элективных курсов

■ полноты и качества реализации инновационных технологий

■ эффективности использования программно-методических продуктов

■ научно-методического обеспечения вариативной части учебного плана

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Мелешко В.Г., Марьенко Е.В., Л

ях М.Я.,

 Завьялова Л.А., члены методического совета

11

Оказание методической помощи:

■ в разработке проектов инновационной педагогической деятельности

■ в подготовке материалов к публикации, представляющих ценность для развития системы образования

■ в исследовательской деятельности педагогов

■ в оснащении программно-методическими продуктами

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Мелешко В.Г., Марьенко Е.В.,

 Лях М.Я.,

Завьялова Л.А.

12

Разработка программы развития муниципальной методической службы. Корректировка программы развития в ходе реализации.

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Мелешко В.Г., Марьенко Е.В.,

Лях М.Я.,

Завьялова Л.А.

13

Организация участия детей и молодежи в мероприятиях различного уровня, направленных на реализацию государственной политики в сфере дополнительного образования

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Мелешко В.Г., Марьенко Е.В.,

14

Создание банка передового опыта по вопросам организации воспитательной работы

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Мелешко В.Г., Марьенко Е.В.,

15

Реализация Плана мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодежи

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Мелешко В.Г., Марьенко Е.В.,

16

Организация семинаров, практикумов по актуальным проблемам дошкольного и школьного образования, издание методических материалов

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Мелешко В.Г., Марьенко Е.В.,

Лях М.Я.,

Завьялова Л.А.

17

Обеспечение подготовки участников предметных олимпиад школьников, проведение муниципального этапа республиканской олимпиады школьников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., руководители ГМО

 

18

Создание на блоге виртуального методического кабинета отдела образования электронной социально-методической среды (для учителей-предметников

2022-2024

Заведующий МК Ивасюк Л.Н.,

Методисты:

Потапенко Ю.В., Першина Н.В.,

Мелешко В.Г., Марьенко Е.В.,

Лях М.Я.,

Завьялова Л.А.

 

 ССЫЛКА НА МОДЕЛЬ:  МОДЕЛЬ